Публикации

СОЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ НЕЗАНЯТОГО НАСЕЛЕНИЯ
ПРАКТИКА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ЕКАТЕРИНБУРГ
1999 г.

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ
II. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ.
2.1. Общие положения.
2.2. Определение неудовлетворительной структуры баланса предприятия
2.3. Анализ и оценка реальных возможностей восстановления платежеспособности предприятия
2.4. Анализ финансового состояния неплатежеспособного предприятия
2.4.1. Анализ динамики валюты баланса
2.4.2. Методический подход и анализу структуры баланса
2.4.3. Анализ структуры пассивов предприятия
Анализ источников собственных средств предприятия
Анализ структуры краткосрочной кредиторской задолженности предприятия
2.4.4. Анализ структуры активов предприятия
Анализ внеоборотных активов предприятия
Анализ структуры оборотных средств предприятия
Анализ результатов финансовой деятельности
III. УЧЕТ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
IV. ВОЗБУЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПРЕДПРИЯТИЯ
4.1. Общие положения
4.2. Права и обязанности должника
4.3. Права и обязанности кредитора и прокурора
V. НАБЛЮДЕНИЕ
5.1. Общие положения
5.2. Права и обязанности временного управляющего
5.3. Проведение первой встречи с руководителем должника
5.4. Установление кредиторов должника, определение размера их требований, составление реестра требований кредиторов
5.5. Порядок проведения собрания кредиторов
5.6. Проведение анализа финансового состояния должника и подготовка отчета временного управляющего Арбитражному суду
VI. РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛА О БАНКРОТСТВЕ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ
VII. ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ ДОЛЖНИКА
7.1. Общие положения
7.2. Назначение внешнего управляющего, его права и обязанности
7.3. Проведение внешнего управления
7.3.1. Продажа предприятия или части его имущества
7.3.2. Отчет внешнего управляющего
VIII. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
8.1. Общие положения
8.2. Обязанности конкурсного управляющего
8.3. Порядок ведения конкурсного производства
8.3.1. Продажа имущества должника
8.3.2. Порядок расчета с кредиторами
8.3.3. Отчет конкурсного управляющего
IX. МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ
X. ДОБРОВОЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ДОЛЖНИКА
XI. АУДИТ КРИЗИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
XII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ (БИЗНЕС-ПЛАНОВ).
12.1. Общая характеристика предприятия
12.2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления
12.3. Анализ финансового состояния предприятия
12.4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности
12.5. Рынок и конкуренция
12.6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия
12.7. План производства
12.8. Финансовый план
XIII. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ ПЛАНА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ (БИЗНЕС-ПЛАНА)
XIV. ИЗ ПРАКТИКИ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ

В годы перехода российской экономики к рыночным отношениям многие предприятия и организации в силу объективных и субъективных причин, столкнувшись с проблемами в ходе финансово-хозяйственной деятельности, оказались неплатежеспособными. Для выхода из сложившейся ситуации Правительством и Государственной Думой Российской Федерации был разработан пакет документов, в том числе и Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", позволяющий применять к таким предприятиям процедуры банкротства с Цепью преодоления кризиса неплатежей, дальнейшего роста просроченной задолженности предприятий и предотвращения негативных социальных последствий, связанных с этими процессами.

В этих условиях Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 1993 года № 926 создается Федеральное управление по делом о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом, которое своим распоряжением от 13 сентября 1994 года № 57-р рекомендует директорам территориальных агентств организовать на местах аттестацию специалистов по антикризисному управлению. Созданные таким образом ускоренные курсы начали выпускать специалистов, которые стали назначаться внешними конкурсными управляющими предприятий-должников.

Работая в непосредственном контакте с арбитражными управляющими и руководителями предприятий, мы пришли к выводу, что в ходе своей практической деятельности многие из них столкнулись с определенными трудностями, вызванными отсутствием у них методической литературы, регламентирующей производственную деятельность в рамках законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий. Это и натолкнуло нас на мысль, о создании учебного пособия.

В настоящем учебном пособии даны практические рекомендации руководителям предприятий по анализу финансово-экономического состояния предприятия, подготовке и проведению собрания кредиторов, заключению мирового соглашения с кредиторами, добровольной ликвидации предприятия-должника, приведены в соответствии с новым Гражданским кодексом Российской Федерации образцы необходимых для работы документов, а также изложена последовательность работы временного, внешнего и конкурсного управляющих в ходе наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства.

ВВЕДЕНИЕ

В ходе продолжающейся экономической реформы усилия органов государственной власти направлены на проведение в Российской Федерации рыночной экономической политики. В настоящее время в этой области достигнуты определенные результаты: проведена либерализация экономики, осуществлена приватизация объектов государственной собственности, снижена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование привлеченными денежными средствами. Однако создание макроэкономических условий для экономического роста не переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. Недостаточное влияние органов государственной власти на проведение активной микроэкономической политики не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма.

К числу наиболее характерных для современных предприятий проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений, следует отнести:

1. Неэффективность системы управления предприятиями, которая прежде всего обуславливается:

2. Низкий уровень ответственности руководителей перед учредителями за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование предприятий, а также их финансово-хозяйственные результаты деятельности.

3. Низкие размеры уставного капитала акционерных обществ.

4. Отсутствие эффективного механизма использования решений судов, особенно в части обращения взыскания на имущество должника.

5. Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его инвестиционную привлекательность.

6. Высокие расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства.

7. Наличие на предприятиях давно устаревших технологических линий производства, что существенно влияет на конкурентоспособность продукции российских предприятий.

8. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятий для акционеров и руководителей предприятий, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти.

В настоящее время из-за подчиненности системы бухгалтерского учета целям налогообложения порой искажается реальная картина финансово - экономического состояния предприятия. Действующая в настоящее время система бухгалтерского учета приводит к искажению соотношения доходов и расходов предприятия, обложению налогами фиктивной прибыли, возникающей при продаже продукции по цене ниже себестоимости, лишает права самостоятельной квалификации расходов на капитальные и текущие затраты и расходы будущих периодов.

Существующая государственная статистическая отчетность в основном направлена на обеспечение органов государственной власти необходимой информацией и позволяет только частично удовлетворить спрос предприятий на маркетинговую информацию. Недостаточный объем достоверной экономической и маркетинговой информации наряду с неразвитостью информационной инфраструктуры российской экономики затрудняет принятие управленческих решений на уровне предприятий и определение контрагентами степени риска при заключении ими договоров.

Все эти тенденции экономической нестабильности порой и приводят к несостоятельности (банкротству) предприятий.

I. ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ

В целях создания организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 1993 года № 926 создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом, которое в марте 1997 года преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности 1.

Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности и финансовому оздоровлению организаций и предприятий 2.

На нее возлагается решение следующих основных задач:

В соответствии с возложенными на нее задачами Федеральная служба выполняет следующие функции:

о платежеспособности организаций;

о наличии признаков фиктивного или преднамеренного банкротства; о наличии реальной возможности восстановления платежеспособности организации- должника;

по обязательствам, связанным с особенностями банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц;

о планах финансового оздоровления организации-должника; о возможных последствиях обращения взыскания на имущество должника и целесообразности возбуждения в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника;

о результатах независимой оценки рыночной стоимости имущества акционерных обществ- должников;

Для более тесного взаимодействия с местными органами исполнительной власти и выполнения возложенных на нее функций Федеральной службой России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению создана организационно-штатная структура, в которую входят:

II. ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ.

2.1. Общие положения.

Для оказания первоочередной государственной финансовой поддержки предприятиям, необходимо своевременное выявление их неплатежеспособности.

С этой целью Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994г. №498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий” утверждена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, базирующихся на текущей ликвидности, обеспеченности собственными средствами и способности восстановить (утратить) платежеспособность.

Основными показателями в оценке являются:

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.

 

II А

 

К1=

---------------------------------------

(2.1.)

 

VI П - (стр. 640 +650+660)

 

и должен быть больше или равен 2.

Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

 

IV II - I А

 

К2=

------------------

(2.2.)

 

II А

 

и должен быть больше или равен 0,1.

Коэффициент восстановления платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия восстановить свою платежеспособность в течение определенного периода, т.е.

   

С

   
 

К1ф +

---

(К1ф - К1н)

 
   

Т

   

К3=

--------------------------------

(2.3.)

 

2

 

где:

К1ф, - значение коэффициента текущей ликвидности на фактическую дату (на конец отчетного периода);

К1н, - значение коэффициента текущей ликвидности на начало отчетного период;

С - период восстановления платежеспособности (он равен 6) в месяцах;

Т - отчетный период (равен для квартала - 3, для полугодия - 6 и т.д.) в месяцах;

К3 должен быть больше 1.

Коэффициент утраты платежеспособности характеризует наличие реальной возможности у предприятия утратить свою платежеспособность в течение определенного периода. Он определяется по формуле (2.3) при С=3 и должен быть больше 1.

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

2.2. Определение неудовлетворительной структуры баланса предприятия

В целях упреждения банкротства предприятий соответствующие органы управления, а также территориальные органы по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению должны своевременно проводить анализ и оценку их структуры баланса. Анализ и оценка структуры баланса проводится на основании:

баланса за последний отчетный период, а также баланса на первое число текущего месяца (если дата составления этого баланса не совпадает с датой окончания последнего отчетного периода), предоставляемых руководителем предприятия и заверенных в установленном порядке;

баланса предприятия за последний отчетный период, предоставляемого налоговыми органами в случае не предоставления в установленные сроки соответствующих документов руководителем предприятия.

Как правило, к балансу прилагаются форма № 2 "Отчет о прибылях и убытках".

2.3. Анализ и оценка реальных возможностей восстановления платежеспособности предприятия

В том случае, когда значения коэффициентов К1 и К2 соответствуют нормативным, рассчитывается коэффициент восстановления платежеспособности предприятия К3 (по формуле 2.3). Если же коэффициенты К1 и К2 не соответствуют нормативным значениям, то рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности предприятия К4.

В случае, когда коэффициент восстановления платежеспособности, рассчитанный на период, равный 6 месяцам, принимает значение больше 1, то у предприятия есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность, а если меньше 1, то у предприятия в ближайшее время нет возможности восстановить платежеспособность.

Если коэффициент утраты платежеспособности, рассчитанный на период, равный 3 месяцам, принимает значение больше 1, то у предприятия есть реальная возможность не утратить свою платежеспособность, а если меньше 1, то у предприятия в ближайшее время имеется возможность утратить платежеспособность.

По результатам проведенных расчетов делаются выводы.

2.4. Анализ финансового состояния неплатежеспособного предприятия

После принятии решения о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия - неплатежеспособным запрашивается дополнительная информация и проводится углубленный анализ его финансово-хозяйственной деятельности в целях выбора варианта проведения реорганизационных процедур для восстановления его платежеспособности или ликвидационных мероприятий.

С этой целью налоговым органом дополнительно предоставляются органу по делам о не состоятельности (банкротстве) предприятий расшифровки дебиторской и кредиторской задолженностей и сводный отчет по недоимке). Кроме того, делаются запросы в государственные внебюджетные фонды на предоставление ими справок о наличии задолженности предприятия перед фондами и копий расчетных ведомостей по взносам.

2.4.1. Анализ динамики валюты баланса

В ходе анализа сопоставляются данные по валюте баланса (стр. 399 либо 699) на начало и конец отчетного периода. При этом уменьшение (в абсолютном выражении) валюты баланса за отчетный период свидетельствуют о сокращении предприятием хозяйственного оборота, что могло повлечь его неплатежеспособность. Установление факта сворачивания хозяйственной деятельности требует проведение тщательного анализа его причин (сокращение платежеспособного спроса на товары, работы и услуги данного предприятия, ограничение доступа на рынке необходимого сырья, материалов и полуфабрикатов, постепенное включение в активный хозяйственный оборот дочерних предприятий за счет материнской компании и т.д.). В зависимости от того, какие обстоятельства обусловили сокращение хозяйственного оборота данного предприятия, могут быть рекомендованы различные пути вывода его из состояния неплатежеспособности.

2.4.2. Методический подход и анализу структуры баланса

Для обеспечения сопоставимости исследуемых данных по статьям и разделам баланса на начало и конец отчетного периода анализ проводится на основе удельных показателей, рассчитываемых в валюте баланса, которая принимается за 100%. При этом рекомендуется определять как изменения данных показателей в структуре баланса за рассматриваемый период, так и направленность изменений (увеличение, снижение).

2.4.3. Анализ структуры пассивов предприятия

Исследование структуры пассива баланса позволяет установить одну из возможных причин финансовой неустойчивости предприятия, приведшей к его неплатежеспособности. Такой причиной может быть нерационально высокая доля заемных средств в источниках, направленных для финансирования хозяйственной деятельности предприятия. При определении соотношения собственных средств и заемных следует учитывать, что, как правило, долгосрочные кредиты и займы (стр. 511 и 512)9 приравниваются к источникам собственных средств (стр. 490).

Анализ источников собственных средств предприятия

Источниками собственных средств предприятия являются: уставный капитал с учетом добавочного капитала как следствия переоценки основных фондов (стр. 410 и 420) 10, резервный капитал (стр. 430)11, фонды накопления (стр. 440) 12, фонд социальной сферы (стр. 450) 13, целевые финансирования и поступления (стр. 460) 14, нераспределенная прибыль прошлых лет и отчетного года (стр. 470, 480) 15.

Анализ структуры краткосрочной кредиторской задолженности предприятия

В ходе исследования структуры кредиторской задолженности анализируются: заемные средства (стр. 610) 16, задолженность перед другими предприятиями (стр. 621, 622, 623, 627, 628)17, задолженность по оплате труда (стр. 624) 18, задолженность по социальному страхованию и обеспечению (стр. 625) 19, задолженность перед бюджетом (стр. 626) 20.

2.4.4. Анализ структуры активов предприятия

Активы предприятия и их структура исследуются как с точки зрения их участия в производстве, так и с точки зрения оценки их ликвидности.

Анализ внеоборотных активов предприятия

Учитывая, то, что удельный вес основных средств может изменяться и вследствие воздействия внешних факторов.

Наличие в составе активов предприятия нематериальных активов (стр. 110) 22 косвенно характеризует избранную предприятием стратегию как инновационную, так как оно вкладывает средства в патенты, лицензии, другую интеллектуальную собственность, хотя подобные вложения требуют дополнительной (вне рамок данного анализа) оценки их экономической эффективности.

Наличие долгосрочных финансовых вложений указывает на инвестиционную направленность вложений предприятия, однако, поскольку предприятие может быть признано неплатежеспособным, необходимо изучить пакет инвестиционных бумаг предприятия и дать оценку их ликвидности.

Анализ структуры оборотных средств предприятия

Скорость оборота текущих активов предприятия является одной из качественных характеристик проводимой финансовой политики: чем скорость оборота выше, тем выбранная стратегия эффективнее.

Поэтому рост (абсолютный и относительный) оборотных средств может свидетельствовать не только о расширении производства или действия фактора инфляции, но и о замедлении их оборота, это объективно вызывает потребность в увеличении их массы.

Для определения тенденций оборачиваемости оборотных средств рассчитывается коэффициент оборачиваемости К5

 

стр. 010 ф2

 

К5=

------------------

(2.4.)

 

II А

 

расшифровки с указанием сведений о каждом дебиторе (кредиторе), сумм задолженности и сроках ее погашения. При этом основной задачей последующего анализа дебиторской задолженности является оценка ее ликвидности. т.е. оценка возвратности долгов предприятию. Так как денежные средства (стр. 260) 30 и краткосрочные финансовые вложения (стр. 250) 31 являются наиболее легко реализуемыми активами, то увеличение их доли в условиях низких темпов инфляции и эффективно действующего рынка ценных бумаг могло бы рассматриваться как положительная тенденция. Однако в существующих условиях, чтобы сделать однозначные выводы, необходимо оценить ликвидность краткосрочных ценных бумаг, находящихся у предприятия, и оценить скорость оборота денежных средств, со- поладив его с темпами инфляции.

Анализ результатов финансовой деятельности

Необходимым элементом анализа является исследование результатов финансовой деятельности предприятия и направлений использования полученной прибыли. Для этого используется информация, содержащаяся в прилагаемой к балансу предприятия форме № 2 "Отчет о прибылях и убытках".

III. УЧЕТ НЕПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

На основании проведенного анализа структуры баланса предприятия территориальное агентство (Федеральная служба) делает письменное заключение о финансовом состоянии предприятия.

В том случае, когда структура баланса рассматриваемого предприятия признается неудовлетворительной, а предприятие - неплатежеспособным, территориальным агентством (Федеральной службой) оформляется акт и уведомление о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса.

Акт утверждается в установленном порядке директором территориального агентства (руководителем Федеральной службы).

На основании документов заполняется учетная карта неплатежеспособного предприятия, данные которой, не позднее чем в двухнедельный срок с момента утверждения акта о признании предприятия неплатежеспособным подлежит внесению в Перечень предприятий, признанных неплатежеспособными и имеющими неудовлетворительную структуру баланса.

IV. ВОЗБУЖДЕНИЕ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ) ПРЕДПРИЯТИЯ

4.1. Общие положения

Признаком банкротства предприятия или индивидуального предпринимателя считается неспособность удовлетворить требования кредиторов и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполняются им в течении трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, а для индивидуального предпринимателя, кроме того, если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (ст. 3.).

Состав и размер денежных обязательств 32 и обязательных платежей 33 определяется на момент подачи в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника. При этом в обязательном порядке принимается во внимание размер суммы займа с учетом процентов, а также размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги.

В ходе определения размера денежных обязательств и обязательных платежей ни в коем случае не должны учитываться:

Если все меры, связанные с проведением досудебной санации 34, не дали положительных результатов, финансово-экономическое положение предприятия-должника ухудшилось, а кредиторская задолженность для юридического лица в совокупности составила не менее пятисот, а для индивидуального предпринимателя не менее ста минимальных размеров оплаты труда, причем требования кредиторов не выполняются должником в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения, в арбитражный суд подается заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия-должника.

На основании заявления судья арбитражного суда возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, о чем не позднее трех дней со дня поступления указанного заявления выносит определение, которое направляется территориальному органу по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, должнику, кредиторам, прокурору (если им было подано заявление), в банки или иные кредитные организации, с которыми должник имеет договор банковского счета, а также в суд обшей юрисдикции, главному судебному приставу по месту нахождения должника, в налоговые и иные уполномоченные органы.

При этом необходимо иметь ввиду, что арбитражный суд возбуждает производство по делу и в том случае, когда предприятие-должник находится в стадии самоликвидации в соответствии с п.2 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В ходе судебного разбирательства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника принимают участие следующие лица:

В процессе рассмотрения дела вся информация о финансово-экономическом состоянии предприятия не подлежит разглашению в какой бы то ни было форме до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом.

4.2. Права и обязанности должника

На основании решения органа, уполномоченного в соответствии о учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника, и при наличии обстоятельств, свидетельствующих о том, что денежные обязательства и (или) обязательные платежи не будут выполнены в установленный срок, должник вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением. Заявление должника подается в письменной форме и подписывается руководителем предприятия 35 или лицом, его замещающим, либо должником- гражданином.

При наличии на предприятии факта преднамеренного банкротства40, которое возникло по вине руководителя должника, его учредителей или иных лиц, имеющих право давать обязательные для должника указания или определять его действия, на них в случае недостаточности имущества должника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам должника.

В зависимости от масштабов причиненных убытков руководитель должника может быть привлечен в соответствии с законом к уголовной ответственности и (или) дисквалифицирован.

Если заявление в арбитражный суд подано кредитором, то с получением определения арбитражного суда о принятии к производству этого заявления должник обязан в пятидневный срок направить в арбитражный суд, заявителю и другим лицам, участвующим в деле, отзыв на заявление и уведомить всех кредиторов, не указанных в определении суда, о возбуждении в отношении его дела о несостоятельности (банкротстве).

К отзыву должника, направляемому в арбитражный суд, прилагаются доказательства отправки копий отзыва заявителю и другим лицам, участвующим в дело о банкротстве. Если по каким-либо причинам должник не отправил в указанный срок отзыв на заявление, арбитражный суд и в этом случае рассматривает дело о несостоятельности (банкротстве) предприятия.

4.3. Права и обязанности кредитора и прокурора

Как уже было отмечено выше, заявление о признании должника банкротом может быть подано в арбитражный суд конкурсными кредиторами 41, если должник не исполнил своих денежных обязательств перед ними.

Право на подачу заявления кредитора в арбитражный суд от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципального образования обладают уполномоченные на то органы 42 государственной власти и органы местного самоуправления.

Заявление кредитора подается в арбитражный суд в письменной форме и подписывается либо кредитором (для юридического лица - руководителем, для гражданина - этим гражданином, или их представителями), либо кредиторами, объединившими свои требования к должнику.

В заявлении может содержаться ходатайство о введении соответствующего управления должником.

Копия заявления направляется кредитором должнику.

В том числе, когда заявление в арбитражный суд подается уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления, к заявлению прилагаются документы, подтверждающие соответствующие полномочия.

Учитывая интересы кредитора по денежным обязательствам - Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также когда у должника обнаружены признаки преднамеренного банкротства или имеется задолженность по обязательным платежам, в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) может обратиться прокурор.

Заявление прокурора подается в арбитражный суд в письменной форме с соблюдением требований, предусмотренных в отношении заявления кредитора.

V. НАБЛЮДЕНИЕ

5.1. Общие положения

С момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления для возбуждения производства по делу о несостоятельности (банкротстве) должника приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, алиментов, а также о возмещении морального вреда и вреда, причиненного жизни и здоровью. По ходатайству кредиторов на данном этапе приостанавливается производство по делам, связанным со взысканием с должника денежных средств и иного имущества должника. При этом запрещается удовлетворение требований участников должника - юридического лица о выдаче доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его участников.

Для выполнения этих и иных задач в соответствии с законодательством в отношении предприятия-должника вводится новая процедура банкротства - наблюдение. Эта процедура вводится арбитражным судом сроком до трех месяцев с момента принятия им заявления о банкротстве.

Временный управляющий действует на основании определения арбитражного суда и лицензии, выдаваемой государственным органом Российской Федерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

В ходе своей производственной деятельности временный управляющий за осуществление своих полномочий получает денежное вознаграждение в размере, определяемом собранием кредиторов и утверждаемом арбитражным судом. Это вознаграждение выплачивается, как правило, за счет имущества должника.

Необходимо иметь в виду, что при введении наблюдения руководитель предприятия- должника и иные органы его управления не отстраняются, а продолжают осуществлять свои полномочия в рамках Закона “О несостоятельности (банкротстве)”.

В тех случаях, когда руководитель предприятия-должника не принимает необходимых мер по обеспечению сохранности имущества предприятия, строит препятствия временному управляющему при исполнении им своих обязанностей, способствует расхищению имущества должника, а также допускает иные нарушения требований законодательства Российской Федерации, по ходатайству временного управляющего арбитражный суд отстраняет его от должности.

Об отстранении руководителя должника от должности арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано, в том числе и руководителем должника.

Возможно отстранение от должности временного управляющего за неисполнение или ненадлежащее исполнение им возложенных на него обязанностей, которое повлекло убытки для предприятия-должника или кредиторов. В этом случае временный управляющий по требованию должника или его кредиторов обязан возместить убытки, причиненные в ходе своей деятельности.

5.2. Права и обязанности временного управляющего

С момента вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о банкротстве, временный управляющий приступает к исполнению своих обязанностей.

Временный управляющий приступает к исполнению своих обязанностей после его назначения арбитражным судом и действует до одного из следующих моментов:

В целях определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника временный управляющий проводит анализ его финансового состояния.

5.3. Проведение первой встречи с руководителем должника

Задача - установление рабочих доброжелательных взаимоотношений с руководителем должника.

5.4. Установление кредиторов должника, определение размера их требований, составление реестра требований кредиторов

Для установления кредиторов должника, определения размера их требований, составления и ведения реестра требований кредиторов могут привлекаться эксперты.

Установление кредиторов производится на основании данных бухгалтерского учета должника на момент подачи искового заявления, предоставляемых временному управляющему. Установленные кредиторы вносятся в перечень кредиторов.

Для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в месячный строк с момента получения уведомления временного управляющего.

Требования кредиторов, признаваемые установленными (в соответствии с п.4 ст. 4) направляются временному управляющему и вносятся им в реестр требований кредиторов.

Для установления кредиторов, определения размера их требований и составления реестра требований кредиторов могут привлекаться эксперты.

5.5. Порядок проведения собрания кредиторов

Результаты проведения общего собрания трудового коллектива оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем собрания и заверяется печатью предприятия-должника.

Не позднее, чем за десять дней до заседания арбитражного суда проводится собрание кредиторов.

Для участия в собрании кредиторов временный управляющий (руководитель предприятия) в трехдневный срок со дня издания приказа о подготовке к судебному разбирательству извещает всех конкурсных кредиторов о созыве собрания. В извещении о проведении собрания кредиторов указывается. наименование предприятия и место его нахождения; дата, время и место проведения собрания; вопросы, включенные в повестку дня собрания. Право участия в собрании кредиторов имеют конкурсные кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы (с правом голоса), а также временный управляющий, руководитель должника и представитель трудового коллектива (без права голоса).

На основании решения, принятого собранием кредиторов, арбитражный суд выносит свое решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, или выпасет определение о введении внешнего управления, или утверждает мировое соглашение.

С этого момента наблюдение прекращается, а временный управляющий передает дела вновь назначенному внешнему или конкурсному управляющему.

5.6. Проведение анализа финансового состояния должника и подготовка отчета временного управляющего Арбитражному суду

Сбор информации согласно списку документов, содержащемуся в письме руководителю должника.

Анализ финансового состояния должника производится в целях определения достаточности имущества должника.

Содержание анализа возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника и определение наличия признаков фиктивного банкротства и преднамеренного банкротства прилагается.

Отчет временного управляющего включает в себя перечень мероприятий, проведенных управляющим за период наблюдения.

VI. РАЗБИРАТЕЛЬСТВО ДЕЛА О БАНКРОТСТВЕ В АРБИТРАЖНОМ СУДЕ

Дела о несостоятельности (банкротстве) предприятий - юридических лиц и граждан, в том числе зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, рассматривается арбитражным судом в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и законодательством о несостоятельности (банкротстве) по месту нахождения должника - юридического лица и по месту жительства гражданина.

Основные мероприятия:

№1. Обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.

№2. Рассмотрение заявления в арбитражном суде.

№3. Введение на предприятии наблюдения.

№4. Получение определения арбитражного суда о принятии заявления к производству.

№5. Оформление и отправка должником отзыва на заявление кредитора о банкротстве.

№6. Рассмотрение отзыва должника в Арбитражном суде и определение срока рассмотрения возражений должника.

№7. Заседание Арбитражного суда по рассмотрению возражений должника.

№8. Определение срока рассмотрения дела о банкротстве.

№9. Получение определения Арбитражного суда о подготовке дела к судебному разбирательству.

№10. Издание приказа о подготовке к судебному разбирательству.

№11. Проведение общего собрания трудового коллектива должника.

№12. Проведение собрания кредиторов.

№13. Заседание Арбитражного суда по рассмотрению дела о банкротстве.

Основанием для возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия должника является заявление, поданное в арбитражный суд должником, кредитором или прокурором.

С момента принятия заявления к производству судья арбитражного суда приступает к подготовке дела к судебному разбирательству. В ходе подготовки он извещает заинтересованных лиц о производстве по делу, предлагает лицам, участвующим в деле, другим организациям, их должностным лицам выполнить определенные действия, в том числе представить документы и сведения, имеющие значение для судебного разбирательства; проверяет относимость и допустимость доказательств; рассматривает вопрос о назначении независимой аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности должника; вызывает лиц, участвующих в деле; рассматривает на заседании арбитражного суда обоснованность возражений должника и выносит по этому вопросу соответствующее определение; принимает меры по обеспечению иска.

О подготовке дела к судебному разбирательству судья выносит определение, в котором указывается о действиях по подготовке дела, назначении дела к судебному разбирательству, времени и месте его проведения. Определение направляется известным арбитражному суду лицам, участвующим в деле, заказным письмом с уведомлением о вручении.

Дело о банкротстве рассматривается на заседании арбитражного суда в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.

В том случае, когда по решению арбитражного суда для установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствия совершенных должником финансово-хозяйственных операций нормативным актам назначается независимая аудиторская проверка, рассмотрение дела о банкротстве может быть отложено на срок, не превышающий двух месяцев.

Как уже было отмечено ранее, с получением определения арбитражного суда о принятии заявления о банкротстве, должник в пятидневный срок обязан направить в арбитражный суд отзыв на это заявление.

Арбитражный суд в срок не позднее одного месяца до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве на заседании рассматривает обоснованность возражений должника. На заседание суда по этому вопросу приглашаются: должник, временный управляющий, а также кредитор, налоговый или иной уполномоченный орган, по требованию которого рассматривается заявление.

По результатам рассмотрения обоснованности возражений должника арбитражным судом выносится определение. В определении указывается размер требований кредитора, налогового или иного уполномоченного органа, в отношении которых возражения должника признаны необоснованными. Определение является основанием для установления числа голосов, соответствующему кредитору на собрании кредиторов.

В зависимости от сложившейся на предприятии-должнике обстановки, арбитражный суд вправе до рассмотрения дела о несостоятельности (банкротстве) должника по заявлению лица, участвующего в деле о банкротстве, или временного управляющего принять меры по обеспечению требований кредиторов, а также отстранить руководителя должника, нарушающего права и интересы кредиторов, от должности и возложить исполнение его обязанностей на временного управляющего.

Разбирательство дела о банкротстве должника происходит на заседании арбитражного суда в составе трех судей. На заседание суда допускаются лица, участвующие в деле.

В ходе рассмотрения дела арбитражный суд заслушивает объяснения лиц, участвующих в деле, заключения аудиторов, знакомится с письменными доказательствами и ходатайствами.

В случае, когда для рассмотрения дела необходимы дополнительные доказательства, или когда на заседание суда не явились кто-либо из лиц, участвующих в деле, арбитражный суд вправе отложить рассмотрение дела.

По результатам рассмотрения дела о банкротстве арбитражный суд принимает решение или выносит определение.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока после его принятия. В этот срок любой из лиц, участвующий в деле, имеет право подать апелляционную жалобу на решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу. Рассмотрение апелляционной жалобы осуществляет апелляционная инстанция арбитражного суда, принявшего решение в первой инстанции.

Решение арбитражного суда об отказе в признании должника банкротом принимается в случаях:

Если входе судебного разбирательства выясняется, что у должника имеется достаточно ликвидного имущества, то по его ходатайству арбитражный суд вправе отложить рассмотрение дела о банкротстве, предложив должнику удовлетворить требования кредиторов до рассмотрения дела о банкротстве на заседании арбитражного суда.

Принятие решения об отказе в признании должника банкротом является основанием для прекращения действия обстоятельств, являющихся последствием принятия заявления о возбуждении дела о несостоятельности (банкротстве) должника и введении наблюдения.

При этом обстоятельстве все судебные расходы, а также расходы, связанные с введением наблюдения на предприятии-должнике, возлагаются на кредитора, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о банкротстве.

Определение арбитражный суд выносит в виде отдельного акта, к которому относится введение внешнего управления имуществом должника или прекращение производства по делу о банкротстве.

Как показывает судебная практика, арбитражный суд прекращает производство по делу с банкротстве в случае восстановления платежеспособности должника или заключения мирового соглашения между должником и кредиторами.

Все судебные расходы, включая и расходы по государственной пошлине, уплата которой была отсрочена или рассрочена, возмещается за счет имущества должника вне очереди.

VII. ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ ДОЛЖНИКА

7.1. Общие положения

Внешнее управление имуществом должника является реорганизационной процедурой и вводится в том случае, когда имеется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его производственной деятельности.

Внешнее управление имуществом должника вводится на срок не более двенадцати месяцев, который в силу объективных обстоятельств, может быть продлен арбитражным судом не более чем на шесть месяцев. Продление или сокращение срока проведения внешнего управления осуществляется на основании ходатайства собрания кредиторов или внешнего управляющего.

С момента введения внешнего управления:

7.2. Назначение внешнего управляющего, его права и обязанности

Как уже было отмечено ранее в п.5.3., на первом собрании кредиторы имеют полное право принять решение о введении на предприятии-должнике внешнего управления и об обращении с соответствующим ходатайством в арбитражный суд. В связи с этим собрание кредиторов в обязательном порядке должна утвердить кандидатуру внешнего управляющего, определить ему размер вознаграждения и установить источник финансирования внешнего управления.

Кандидатура внешнего управляющего может быть предложена собранию кредиторов любым из конкурсных кредиторов, налоговым или иным уполномоченным органом, должником или собственником имущества должника - унитарного предприятия. При наличии нескольких кандидатур арбитражному суду дм утверждения предлагается та кандидатура, которая получила на собрании наибольшее число голосов кредиторов.

В случае, когда внешнее управление имуществом должника вводится арбитражным судом при отсутствии решения первого собрания кредиторов о введении внешнего управления, собрание кредиторов вправе рассмотреть, утвердить и представить арбитражному суду кандидатуру внешнего управляющего в двухнедельный срок с момента вынесения арбитражным судом определения о введении на предприятии-должнике внешнего управления.

Если по истечении и этого срока собранием кредиторов не будет представлена кандидатура внешнего управляющего, арбитражный суд назначает его из числа лиц, зарегистрированных в арбитражном суде в качестве внешних управляющих, или из числа кандидатур предложенных государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. В иных случаях в качестве кандидатуры внешнего управляющего может рассматриваться лицо, осуществляющее полномочия временного управляющего.

К внешнему управляющему предъявляются точно такие же требования, как и к временному управляющему.

На заседании арбитражного суда кандидат во внешние управляющие должен быть готов по требованию председательствующего изложить свой план вывода предприятия-должника из кризиса.

По результатам рассмотрения дела арбитражный суд делает выводы, которыми могут быть:

При отсутствии возможности назначить внешнего управляющего с введением внешнего управления арбитражный суд обязан его назначить в месячный срок после рассмотрения дела. В этом случае полномочия внешнего управляющего выполняет временный управляющий.

С вынесением арбитражным судом определения о назначении внешнего управляющего, он приступит к исполнению своих обязанностей.

При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей, возложенных на внешнего управляющего, повлекшем убытки как для должника, так и для кредитов, государственный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению отзывает его лицензию. Отзыв лицензии является основанием для отстранения арбитражным судом управляющего от исполнения своих обязанностей.

В этом случае, должник и его кредиторы имеют полное право потребовать от внешнего управляющего возмещение убытков, причиненных предприятию.

7.3. Проведение внешнего управления

С получением определения арбитражного суда о введении на предприятии внешнего управления внешний управляющий в обязательном порядке уведомляет об этом налоговый орган, городской суд, налоговую полицию, кредиторов и все внебюджетные фонды. Вместе с письмом он отправляет этим органам копию определения арбитражного суда.

Приняв в течение трех дней с момента своего назначения бухгалтерскую документацию, печати и штампы, имущество и другие материальные ценности предприятия, составив и подписав акт приема-передачи, внешний управляющий приступает к разработке плана внешнего управления, основной целью которого является финансовое оздоровление предприятия и восстановления его платежеспособности.

План внешнего управления разрабатывается в течение одного месяца, а затем представляется на утверждение собранию кредиторов.

Основные мероприятия:

№1. Заседание Арбитражного суда по рассмотрению дела о банкротстве.

№2. Прием арбитражным управляющим дел и должности.

№3. Отправка арбитражным управляющим сведений о должнике в СМИ для опубликования объявления о введении внешнего управления.

№4. Установление размера требований кредиторов.

№5. Уведомление кредиторов о признании их требований к должнику.

№6. Разработка плана внешнего управления.

№7. Утверждение плана внешнего управления на собрании кредиторов.

№8. Представление плана внешнего управления в арбитражный суд.

№9. Проведение инвентаризации имущества должника.

№10. Анализ договоров, заключенных должником и отказ от них.

№11. Выполнение основных мероприятий плана внешнего управления.

№12. Отчет арбитражного управляющего перед собранием кредиторов о своей деятельности.

№13. Уведомление кредиторов о проведении собрания кредиторов по утверждению отчета внешнего управления.

№ 14. Утверждение отчета внешнего управления на собрании кредиторов.

№ 15. Представление отчета внешнего управления в арбитражный суд.

№ 16. Заседание Арбитражного суда по рассмотрению отчета внешнего управления.

№ 17. Завершение расчетов с оставшимися кредиторами.

Не позднее чем через два месяца с момента введения внешнего управления внешний управляющий созывает собраний кредиторов для утверждения плана внешнего управления.

В ходе обсуждения плана внешнего управления собрание кредиторов принимает одно из следующих решений:

Любое из этих решений считается принятым, если за него проголосовало более половины голосов от числа голосов конкурсных кредиторов, присутствующих на собрании.

Если план внешнего управления утверждается собранием кредиторов, внешний управляющий не позднее пяти дней с даты проведения собрания представляет его вместе с протоколом собрания в арбитражный суд.

В ходе внешнего управления кредиторы имеют полное право в любой момент предъявить к должнику свои требования по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам. Указанные требования они направляют внешнему управляющему по почтовому адресу должника вместе с документами, подтверждающими эти требования.

В соответствии с действующим законодательством внешний управляющий в течении трех месяцев со дня введения внешнего управления обязан разобраться со всеми договорами заключенными должником.

Если в ходе разбирательства выясняется, что заключенные должником договора приносят предприятию убытки, или являются долгосрочными, в результате чего предприятие-должник может получить положительные результаты только в долгосрочной (более одного года) перспективе, то внешний управляющий имеет полное право отказаться от этих договоров.

7.3.1. Продажа предприятия или части его имущества

В целях удовлетворения требований кредиторов план внешнего управления может предусматривать продажу предприятия-должника или части его имущества.

Для продажи предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника.

Сумма денежных средств, вырученная от продажи предприятия или части его имущества, включается в состав имущества должника и в дальнейшем может использоваться для расчета с кредиторами.

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется внешним управляющим в строгой очередности.

В случае, когда требования кредиторов удовлетворяются в полном объеме, по заявлению внешнего управляющего арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве.

Если сумма денежных средств, вырученная от продажи предприятия, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, внешний управляющий имеет право предложить кредиторам заключить мировое соглашение.

До заключения мирового соглашения управляющий обязан удовлетворить требования кредиторов первой и второй очереди.

7.3.2. Отчет внешнего управляющего

По истечении срока внешнего управления или при наличии оснований для его досрочного прекращения внешний управляющий обязан представить собранию кредиторов отчет

С утверждением отчета внешнего управляющего арбитражный суд в своем определении определяет срок окончания расчетов с кредиторами, который не должен превышать шести месяцев с момента вынесения указанного определения.

Полномочия внешнего управляющего прекращаются после полного удовлетворения требований кредиторов, либо при заключении мирового соглашения, либо с открытием конкурсного производства.

В этих случаях внешний управляющий продолжает исполнять свои обязанности до момента передачи дел новому руководителю предприятия или конкурсному управляющему.

VIII. КОНКУРСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО

8.1. Общие положения

Конкурсное производство является одним из видов ликвидационных процедур в процессе банкротства предприятия-должника, основная задача которого - удовлетворение требований кредиторов за счет продажи конкурсной массы должника.

При открытии конкурсного производства срок его проведения не должен превышать одного года, но в силу объективных причин может быть продлен арбитражным судом до шести месяцев, а в исключительных случаях и на более длительный срок.

На собрании кредиторов, которое созывается по инициативе руководителя должника (временного управляющего или кредиторов, принимается решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

На собрании кредиторов обсуждается кандидатура конкурсного управляющего, устанавливается размер его вознаграждения и определяется источник финансирования конкурсного производства. Протокол этого собрания кредиторов также представляется в арбитражный суд.

В случае установления действительных признаков банкротства должника арбитражный суд принимает решение о признании его банкротом и об открытии на предприятии конкурсного производства. Одновременно с принятием такого решения суд назначает конкурсного управляющего.

С момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

8.2. Обязанности конкурсного управляющего

Остановимся на обязанностях конкурсного управляющего. К ним относятся:

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения конкурсным управляющим возложенных на него обязанностей арбитражный суд по ходатайству собрания (комитета) кредиторов отстраняет конкурсного управляющего от исполнения им своих обязанностей и назначает нового управляющего.

8.3. Порядок ведения конкурсного производства

С принятием арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства конкурсный управляющий приступает к приему дел и имущества должника.

Приняв дела и должность, конкурсный управляющий отстраняет руководителя должника и его органы управления от должностей.

В последующем конкурсный управляющий в соответствии с временным графиком (Рис. 8.3.1) осуществляет опубликование сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в местной газете, "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" и официальном издании государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

Основные мероприятия:

№1. Заседание Арбитражного суда по рассмотрению дела о банкротстве.

№2. Прием конкурсным управляющим дел и должности.

№3. Отправка конкурсным управляющим сведений о должнике в ВВАС и издание ФСДБФО.

№4. Опубликование объявления об открытии конкурсного производства.

№5. Установление размера требований кредиторов.

№6. Уведомление кредиторов о признании их требований к должнику.

№7. Инвентаризация и оценка имущества.

№8. Анализ договоров, заключенных должником, и отказ от них.

№9. Выполнение других мероприятий, связанных с конкурсным производством.

№10. Отчет арбитражного управляющего перед собранием кредиторов о своей деятельности.

№11. Передача имущества должника, не включенного в конкурсную массу.

№12. Опубликование объявления о проведении аукциона.

№13. Прием заявок на участие в аукционе.

№14. Проведение аукциона.

№15. Оформление договора купли-продажи.

№16. Передача нереализованного имущества в муниципальную собственность, сдача документов в архив.

№17. Расчет с кредиторами.

№18. Представление в Арбитражный суд отчета о результатах конкурсного производства.

№19. Заседание Арбитражного суда по рассмотрению отчета конкурсного управляющего.

№20. Представление определения Арбитражного суда о завершении конкурсного производства в орган регистрации юридических лиц.

№21. Внесение записи в Единый Государственный Реестр юридических лиц о ликвидации должника.

Публикация объявлений осуществляется за счет имущества должника, а при отсутствии у должника денежных средств - за счет средств кредитора, обратившегося в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.

Сведения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства направляются конкурсным управляющим не позднее пяти дней с момента его назначения.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе его проведения составляет конкурсную массу, которая в последующем подлежит продаже с целью удовлетворения требований кредиторов.

Из имущества должника, составляющего конкурсную массу, исключаются:

В ходе конкурсного производства все работники, задействованные в производственном процессе, подлежат увольнению.

С открытием на предприятии конкурсного производства кредиторы вправе в течении срока, определенного и опубликованного в объявлении "Вестника Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" (срок не может быть менее двух месяцев с даты указанной публикации), предъявлять свои требования к должнику, если они не были определены ранее.

Конкурсный управляющий, рассмотрев предъявленные требования кредиторов, делает соответствующую запись в реестре требований кредиторов.

Контроль за действиями конкурсного управляющего осуществляет комитет кредиторов или непосредственно кредиторы, которые ежемесячно обязывают управляющего предоставлять собранию (комитету) кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о имуществе должника и его финансовом состоянии, а также об использовании денежных средств, находящихся на основном счете должника.

Все денежные средства, полученные от продажи имущества должника, поступают на основной счет должника.

8.3.1. Продажа имущества должника

После проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к продаже этого имущества на открытых торгах, если собранием (комитетом) кредиторов не установлен иной порядок его продажи.

При продаже предприятия конкурсный управляющий может выступать в качестве организатора торгов или поручить проведение торгов на основании заключенного договора специализированной организации, не являющейся заинтересованным лицом должника или конкурсного управляющего. В этом случае оплата услуг этой специализированной организации осуществляется за счет имущества должника.

Аукцион по продаже имущества должника проводится в присутствии конкурсного управляющего и членов комиссии (комитета кредиторов). Ведет аукцион нанятый конкурсным управляющим аукционист.

По завершении аукциона аукционист объявляет о продаже имущества, называет его продажную цену и номер билета победителя аукциона. Результаты аукциона в этот же день оформляются протоколом, который составляется в двух экземплярах, имеющих равную силу, и подписывается победителем аукциона, аукционистом, членами комиссии и конкурсным управляющим. Один экземпляр протокола передается победителю, другой остается у конкурсного управляющего.

Все вырученные от продажи имущества денежные средства идут на проплату текущих платежей, выплату вознаграждения конкурсному управляющему и на удовлетворение требований кредиторов.

Если сумма денежных средств, вырученная от продажи имущества, будет недостаточна для удовлетворения требований кредиторов в полном объеме, конкурсный управляющий обязан предложить кредиторам заключить мировое соглашение. При не достижении мирового соглашении процедура банкротства продолжается.

8.3.2. Порядок расчета с кредиторами

Удовлетворение требований кредиторов осуществляется конкурсным управляющим в строгой очередности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Вне очереди оплачиваются судебные расходы; расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсному управляющему; текущие коммунальные и эксплуатационные платежи должника, а также требование кредиторов, возникшие в ходе конкурсного производства.

В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, путем капитализации59 соответствующих повременных платежей.

Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.

В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

В четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды.

В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

8.3.3. Отчет конкурсного управляющего

Не позднее пяти дней после окончания срока конкурсного производства конкурсный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о результатах своей работы.

В течение месяца с момента получения отчета конкурсного управляющего арбитражный суд обязан его рассмотреть и вынести определение о завершении конкурсного производства.

Не позднее десяти дней после вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства конкурсный управляющий представляет указанное определение в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

На основании данного определения в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации должника.

С этого момента полномочия конкурсного управляющего прекращаются, конкурсное производство считается завершенным, а должник - ликвидированным.

IX. МИРОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ

Мировое соглашение - это реорганизационная процедура, которая может заключаться на любом этапе рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве предприятия-должника.

Обязательным условием введения этой процедуры является погашение задолженности кредиторам первой и второй очереди.

Решение о заключении мирового соглашения между должником и кредиторами принимается на собрании кредиторов большинством голосов от общего числа конкурсных кредиторов при условии, если за него проголосовали все кредиторы по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника.

Кроме того, в этой процедуре могут принимать участие и третьи лица, если они принимают на себя обязательства, предусмотренные мировым соглашением.

Мировое соглашение заключается на равных условиях для всех кредиторов и оформляется в письменном виде.

Подписывается текст мирового соглашения должником в лице руководителя предприятия (арбитражного управляющего), а от имени кредиторов лицом, уполномоченным собранием кредиторов.

Если в заключении мирового соглашения принимают участие третьи лица, то они также ставят свои подписи.

Приняв для рассмотрения заявление должника, арбитражный суд выносит определение, в котором указывает дату, время и место рассмотрения данного вопроса.

В ходе заседания арбитражный суд принимает одно из следующих решений: об утверждении мирового соглашения; об отказе в утверждении мирового соглашения.

Мировое соглашение вступает в силу для должника, конкурсных кредиторов и третьих лиц, участвующих в мировом соглашении, со дня его утверждения арбитражным судом и является для всех участников обязательным. При этом односторонний отказ кого-либо из участников не допускается.

С момента утверждения мирового соглашения должник приступает к погашению кредиторской задолженности, а арбитражный управляющий сдает свои полномочия вновь назначенному избранному руководителю должника.

Если арбитражный суд принимает решение об отказе в утверждении мирового соглашения, оно считается незаключенным.

Об отказе в утверждении мирового соглашения арбитражный суд выносит определение, которое может быть обжаловано любым из участников мирового соглашения.

Если в процессе погашения кредиторской задолженности после утверждения мирового соглашения арбитражным судом выявляются преимущества или ущемления прав одних кредиторов по отношению к другим, появляются признаки недействительности совершенных сделок или исполнение условий мирового соглашения влечет должника к банкротству, должник, кредитор или прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании мирового соглашения недействительным.

Расторжение мирового соглашения возможно в том случае, когда должником не выполняются условия мирового соглашения в отношении не менее одной трети требований кредиторов. По заявлению кредиторов арбитражный суд расторгает мировое соглашение и возобновляет производство по делу о банкротстве должника.

X. ДОБРОВОЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ ДОЛЖНИКА

Добровольная ликвидация предприятия-должника осуществляется во внесудебном порядке по взаимному согласию между предприятием-должником и всеми кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятия.

Данная ликвидационная процедура осуществляется на основании решения собственника имущества должника или органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации.

Если у ликвидируемого должника в уставном капитале есть доля (вклад) Российской Федерации, руководитель должника обязан не позднее, чем за пятнадцать дней до момента проведения собрания кредиторов уведомить об этом территориальный орган по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению. Вместе с уведомлением он представляет этому органу обязательные документы и сведения.

Если собранием кредиторов принимается решение о добровольной ликвидации предприятия, данное решение считается принятым руководителем предприятия и кредиторами совместно. Одновременно с принятием такого решения собрание кредиторов может предложить кандидатуру конкурсного управляющего.

Утверждается принятое решение на собрании высшего органа предприятия, уполномоченного в соответствии с уставом предприятия принимать решение о его ликвидации.

Собрание такого органа проводится не позднее тридцати дней с момента принятия совместного решения о добровольной ликвидации предприятия.

Предприятие считается находящимся в процессе ликвидации с момента утверждения совместного решения руководителя предприятия и кредиторов о его добровольной ликвидации.

Не позднее трех дней с момента утверждения указанного решения сведения о добровольной ликвидации должника должны быть поданы конкурсным управляющим в местный орган печати и официальное издание государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению (Ошибка! Источник ссылки не найден.).

Сформировав ликвидационную комиссию, конкурсный управляющий совместно с ней приступает к разработке плана ликвидации должника.

Реализация имущества должника осуществляется в порядке, установленном планом ликвидации.

Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии и направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном Гражданским кодексом Российской Федерации.

Не позднее пятнадцати дней с момента завершения продажи имущества ликвидируемого предприятия конкурсный управляющий обязан созвать заключительное собрание кредиторов и представить отчет о своей работе.

В процессе добровольной ликвидации предприятия, собрание кредиторов осуществляет контроль за действиями конкурсного управляющего и работой ликвидационной комиссии. В случае нарушения установленных требований, сокрытия должником имущества или наоконной его передачи третьим лицам, собственник имущества должника, учредители (участники) должника и его руководитель несут перед кредиторами ответственность в размере неудовлетворенных требований кредиторов. Указанные требования могут быть предъявлены в течение десяти лет с момента ликвидации должника.

XI. АУДИТ КРИЗИСНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

Основные методы. Внутренний и внешний аудит

Необходимость аудиторской проверки кризисного предприятия:

1. Для анализа финансово-экономического состояния и оценки деятельности руководства нео6ходима достоверная информация;

2. Без аудиторской проверки специалисту по антикризисному управлению достаточно трудно объективно оценить ситуацию на предприятии и разработать программу реформирования и реструктуризации предприятия.

Значение аудиторской проверки кризисного предприятия:

1. Позволяет оценить качество и достоверность бухгалтерской отчетности;

2. Позволяет выявить наиболее уязвимые места в управлении финансово-экономической и юридической деятельности;

3. Позволяет на основе проведенного анализа отражения всех операций, произведенных предприятием, подготовить план оздоровления (реструктуризации, изменения экономической, учетной, финансовой, налоговой политики и т.д.)

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аудиторскую деятельность можно определить как независимую экспертизу финансовой отчетности предприятия.

Виды аудита

Аудит бухгалтерской отчетности.

Согласованный аудит (аудит на соответствие требованиям).

Аудит функционирования часто называют управленческим, оперативным, аудитом хозяйственных систем.

Обязательный аудит. В соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 года № 1355 обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежит бухгалтерская отчетность следующих экономических субъектов:

1) по организационно - правовой форме экономического субъекте:

2) по виду деятельности:

Внешний аудит характеризуется наличием договорных отношений между аудиторской фирмой и предприятием. Их взаимоотношений основаны на равноправном партнерстве. Внешний аудит проводится независимым аудитором в сроки, определенные договором или действующим законодательством.

Внутренний аудит в отличие от внешнего, осуществляемого периодически, проводится постоянно, что значительно повышает эффективность контроля и улучшает деятельность структурных подразделений предприятия. Внутренний аудит представляет элемент системы внутреннего контроля, организованный руководством предприятия в целях анализа учетных и других данных.

Основные задачи внутреннего аудита:

1. Проверка точности записей.

2. Контроль за сохранностью средств;

3. Предотвращение ошибок и злоупотреблений;

4. Проверка соблюдения правильности учетных процедур;

5. Оценка степени надежность представленной руководству доказательств;

6. Контроль за соблюдением политики фирмы;

7. Определение эффективности отдельных операций.

Проведение независимой аудиторской проверки

Проведение проверки включает в себя следующие работы:

Проверка бухгалтерской отчетности предполагает выполнение следующих работ:

XII. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ (БИЗНЕС-ПЛАНОВ).

Приложение 2 к распоряжению Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 5 декабря 1994г. № 98-р

План финансового оздоровления (бизнес-план) направлен на восстановление платежеспособности и поддержание эффективной деятельности с учетом предоставления государственной финансовой поддержки для проведения санационных мероприятий.

12.1. Общая характеристика предприятия

Пункты 1.1, 1.3, 1.5, 1.6 заполняются в соответствии с учредительными документами предприятия, зарегистрированными в установленном порядке. В данных пунктах, а также в пунктах 1.4 и 1.7 указываются коды ОКПО, СОАТО, ОКОНХ, СООГУ, СКФС, присвоенные предприятию соответствующим органом государственной статистики.

Пункт 1.2 заполняется в соответствии со свидетельством о регистрации, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию предприятий, зарегистрированные в соответствии с "Положением о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности".

Пункт 1.8 заполняется на основании справки, полученной от Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур или его территориальных управлений.

В пункте 1.9 приводится номер расчетного счета предприятия. МФО, наименование, корреспондентский счет в РКЦ (ГУ) Центрального банка Российской Федерации, почтовый и юридический адрес банка, обслуживающего данное предприятие.

В пункте 1.10 указывается наименование и адрес налоговой инспекции.

Пункт 1.11 содержит наименование всех структурных подразделений и дочерних компаний предприятия.

В пунктах 1.12, 1.13 приводятся сведения о должностных лицах предприятия (от руководителя предприятия до руководителя структурного подразделения включительно);

12.2. Краткие сведения по плану финансового оздоровления

В пункте 2.1 указывается срок реализации плана в месяцах.

Пункт 2.2 содержит общую сумму необходимых предприятию финансовых средств.

В пункте 2.3 указывается срок погашения государственной финансовой помощи.

Пункт 2.4 содержит финансовый результат реализации плана.

Пункт 2.5 содержит наименование агента Правительства, через которого будет осуществляться государственное финансирование санационных мероприятий.

12.3. Анализ финансового состояния предприятия

Пункт 3.1 содержит характеристику учетной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных операции и оценки имущества.

Пункт 3.2 содержит сводную таблицу финансовых показателей предприятия.

В сводной таблице финансовые показатели приводятся за три года. предшествующих наступлению неплатежеспособности предприятия. Финансовые показатели сгруппированы в следующем порядке:

а) коэффициенты ликвидности;

б) коэффициенты устойчивости;

в) коэффициенты деловой активности;

г) коэффициенты прибыльности.

12.4. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности

Пункт 4.1 содержит таблицу с перечнем мероприятий по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности предприятия.

12.5. Рынок и конкуренция

Пункт 5.1 содержит сведения об отрасли, в которой работает данное предприятие.

В пункте 5.2 дается характеристика основных и вспомогательных рынков и их сегментов.

Пункт 5.3 содержит таблицу со сведениями о хозяйствующих субъектах, участвующих на том же рынке, что и предприятие, претендующее на государственную финансовую поддержку.

12.6. Деятельность в сфере маркетинга предприятия

В пункте 6.1 описывается стратегия маркетинга, заключающаяся в приведении возможностей предприятия в соответствие с ситуацией на рынке.

В плане финансового оздоровления обязательно описывается паблик рилейшнз - организация общественного мнения. Основная задача паблик рилейшнз - создание и сохранение имиджа предприятия.

Пункт 6.2 содержит характеристику и анализ каналов сбыта.

В пункте 6.3 приводится подробное описание продукта (услуги), жизненного цикла продукта.

12.7. План производства

Производственная программа предприятия рассчитывается на основании имеющихся производственных мощностей предприятия в разрезе выпускаемой номенклатуры изделий и услуг.

12.8. Финансовый план

Разработка финансового раздела плана финансового оздоровления (бизнес-плана по восстановлению платежеспособности и поддержанию эффективной хозяйственной деятельности) исходит из посылки, что выделение средств в целях оказания государственной финансовой поддержки предполагает оценку его экономической эффективности как инвестиционного проекта.

Исходные данные для расчета Финансового плана формируются на основе следующих разделов Плана финансового оздоровления:

На основе указанных разделов в финансовом плане осуществляется прогнозирование финансовых результатов.

XIII. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ ПЛАНА ФИНАНСОВОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ (БИЗНЕС-ПЛАНА)

План финансового оздоровления (бизнес-план), разработанный предприятием в соответствии с Типовой формой плана финансового оздоровления (бизнес-планом) и Методическими рекомендациями по составлению планов финансового оздоровления (бизнес-планов). направляется предприятием для согласования соответствующему органу' исполнительной власти субъекта Российской Федерации, соответствующему федеральному органу исполнительной власти, на который возложена координация и регулирование деятельности в данной отрасли (сфере управления). Государственному комитету Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур и Министерству финансов Российской Федерации.

Согласование, проводимое на данном этапе, должно включать удовлетворение требований, предъявляемых каждой из вышеперечисленных организаций соответственно и затрагивающих совместные интересы данных организаций и предприятия. Срок рассмотрения плана финансового оздоровления каждым из органов, осуществляющих его согласование на данном этапе, не должен превышать 30 календарных дней со дня его получения.

Согласование оформляется соответствующим грифом. Гриф согласования располагается на лицевой стороне документа и включает в себя слово "СОГЛАСОВАНО", наименование должности лица, с которым согласовывается документ (включая наименование организации), личную подпись, расшифровку подписи и дату согласования.

На следующем этапе план финансового оздоровления (бизнес-план) представляется для согласования в Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) (далее - Федеральное управление). Согласованный Федеральным управлением план финансового оздоровления (бизнес-план) направляется для согласования в Министерство экономики Российской Федерации. В случае, если в течение 20 календарных дней со дня получения Министерство экономики Российской Федерации не направит в Федеральное управление мотивированное заключение о нецелесообразности предоставления государственной финансовой поддержки, данный план признается согласованным.

В случае необходимости внесения изменений в план финансового оздоровления (бизнес-план), документ возвращается предприятию для его доработки на предлагаемый утверждающим органом период времени с возвратом его в данную инстанцию.

На следующем этапе Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) рассматривает и утверждает план финансового оздоровления (бизнес-план).

Утверждение оформляется соответствующим грифом. Гриф располагается на лицевой стороне документа и включает в себя слово "УТВЕРЖДЕНО", наименование должности лица, которым утверждается документ, личную подпись, расшифровку подписи и дату согласования.

XIV. ИЗ ПРАКТИКИ ВНЕШНЕГО УПРАВЛЕНИЯ

Полные материалы содержатся в типографском издании учебного пособия

ПРИЛОЖЕНИЯ

Полные материалы содержатся в типографском издании учебного пособия.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ботагин Ю. В. Рыночная экономика, Воронеж, ММП “Петровский сквер”, 1991.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. № 537 “О Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению”.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2264 “О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий”.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 1994 г. № 498 “О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий”.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 2 июня 1994 г. № 1114 “О продаже государственных предприятий - должников”.
  6. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 30 июня 1994 г. № 15-Р “Об учете неплатежеспособных предприятий”.
  7. Распоряжение Федерального управления по делай о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. № 31-Р.
  8. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. № 32-Р “Об утверждении Примерного регламента собрания кредиторов”.
  9. Распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 5 декабря 1994 г. № 98-Р “Об утверждении типовой формы плана финансового оздоровления (бизнес - мала), порядка его составления и методических рекомендаций по разработке планов финансового оздоровлении”.
  10. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, 1995 г.
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.
  12. Инструкция о порядке заполнения форм бухгалтерской отчетности, 1996.
  13. Гражданский кодекс Российской Федерации, 1996.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 “О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти”.
  15. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июня 1997 г. № 848 “Вопросы Федеральной службы России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению”.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 октября 1997 г. № 1373 “О реформе предприятий и иных коммерческих организаций”.
  17. Федеральный закон Российской Федерации от 8 января 1998 г. №6 - ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”.
  18. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 1998 г. № 356 “Об утверждении Положения о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества”.
  19. Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, №3, 1998.
  20. Прудников В. М. Сборник типовых документов, М.: ИНФРА - М, 1996.
  21. Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1993 г. № 99 “Об утверждении Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения”.
  22. Верещагин С. Отражение в учете операций предприятий после признания его банкротом. АКДИ “Экономика и жизнь”, .№ 4,1998.
    CHERNY CONSULTING GROUP ©1999-2008 Cherny Consulting Group
    All rights reserved.
                           
Hosted by uCoz